Автомобильное колесо – это комплексная деталь автотранспортного средства, состоящая из пневматической шины и колесного диска. И именно последний претерпел наибольших изменений с момента создания первой самодвижущейся повозки.
Самая первая пневматическая шина, созданная шотландцем Джоном Данлопом, ничем принципиальным не отличается от современных автошин. Это всё тот же изготовленный из резины бублик, заполненный под давлением атмосферным воздухом.
Колесные диски же за более чем вековую историю автомобилестроения прошли сложный эволюционный путь поиска оптимальной формы и материалов. Это только на взгляд воинствующего профана данная деталь является прокладкой между автомобильной осью и автошиной.
На самом деле, колесный диск отвечает за комфорт и безопасность движения в той же степени, что и тормозная система с амортизаторами. Именно поэтому автомобильные инженеры столь пристальное внимание уделяли и уделяют форме колеса и материалам, из которых оно изготовлено.
На самые первые модели автомобилей устанавливались спицевые колёса, но очень скоро выяснилось, что такая форма слишком ненадёжна, а потому и небезопасна. И начиная с 30-х гг. и заканчивая 1970-ми в мире автомобилестроения господствовали стальные литые диски.
Однако в 1960-х гг. металлурги разработали алюминиевые и алюминиево-магниевые сплавы, которые отличались одновременно и прочностью, и легкостью. Как это часто бывает, поначалу новая технология оказалась слишком дорогой в производстве, и потому лёгкие алюминиевые колёса устанавливались на гоночные и спортивные автомобили класса «люкс». Но к 1990-м гг. технология производства легкосплавных дисков наконец стала массовой, и теперь их может установить на своей «ласточке» любой автовладелец.
Вот только стоит ли это делать? Давайте разбираться.
Стальные штампованные диски по-прежнему остаются самым массовым продуктом. И главная причина такой популярности – это низкая цена приобретения. Кроме того, стальные колёса можно восстановить, причём, за относительно небольшие деньги.
С другой стороны, стальные колёса обладают много большим весом, чем их аналоги, изготовленные из алюминия или магния. В результате при попадании автомобиля в дорожный ухаб его подвеска будет испытывать шоковые нагрузки, что негативно скажется на её ресурсе надёжности. Впрочем, чтобы это произошло, необходимо «словить» очень глубокую выбоину или въехать в дорожный ухаб на большой скорости.
Другой недостаток стальных колёс более серьёзный – это их коррозийное разрушение. Если не следить за их состоянием, то коррозия разрушит их структуру буквально за 1-2 сезон. Покрытие колёс эмалью или краской не решают проблемы. Эмаль, учитывая состояние наших дорог, быстро собьётся. Краска же будет истираться под абразивным воздействием дорожной пыли и мелких камушков.
Преимуществами литых колёс являются:
Главным же недостатком литых колёс является их хрупкость. Из-за своих физико-химических свойств они не способны демпфировать ударные нагрузки, поэтому при сильных ударах они трескаются или даже полностью разрушаются.
Как правило, такие ударные нагрузки возникают при попадании колеса в дорожную неровность на высокой скорости, что делает этот недостаток ещё более опасным, поскольку при нарушении целостности колёсного диска поведения автомобиля становится непредсказуемым.
Другие недостатки литого алюминия:
Кованые диски обладают всеми преимуществами своих литых аналогов, но при этом им не характерны недостатки последних.
Технология изготовления придала алюминиевому сплаву одновременно и прочность, и пластичность, в результате чего кованые колёса способны демпфировать даже сильные удары, возникающие при попадании машины в дорожную яму на большой скорости.
Поэтому единственным недостатком кованых колёс является их большая стоимость. Впрочем, на российском Ступинском металлургическом комбинате было освоено производство кованых дисков, стоимость которых оказалась много ниже зарубежных аналогов, тогда как по качеству они ни в чем не уступали последним.
Дело в том, что при производстве кованых дисков используются прессы, создающие удельное давление на заготовку свыше 100 тыс. тонн. И такой пресс на Ступинском комбинате имелся в наличии, поскольку это предприятие во времена Советского Союза создавала элементы планера боевых самолетов.
В результате же конверсии ступинские кованые колёса продемонстрировали настолько выдающие показатели по соотношению «цена – качество», что их начали массово скупать японские автопроизводители для оснащения ими своих люксовых автомобилей.
Ниже мы приведём основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе комплекта колёсных дисков к вашему автомобилю. Это универсальные параметры, определяющие выбор штампованных, литых и кованых колёс.
Данный показатель указывает на размер шины, которую можно «посадить» на данный конкретный колёсный диск.
Посадочный диаметр измеряется в дюймах, и автопроизводители на свои автомобили устанавливают колёса двенадцати размерностей – 10,12 и далее через дюйм до 22. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения посадочного диаметра у колёс заводской комплектации. Так, вместо 13-дюймового диска устанавливается 14- или даже 15-дюймовый. Это связано с тем, что производители «пересаживают» свои автомобили с высоких шин на средне- и низкопрофильные, чтобы улучшить их скоростные характеристики.
На англоязычных ресурсах данный показатель обозначается как Pitch Center Diameter (PCD). Если не соблюсти этот параметр хотя бы на пару миллиметров, тогда не получится надёжно затянуть один или два болта, в результате чего нарушится центровка или возникнет перекос.
Это будет означать, что при движении колеса начнёт «биться», из-за чего ступичные подшипники начнут быстро изнашиваться. В худшем случае произойдёт самооткручивание крепежных болтов, что приведёт к потере колеса. И хорошо, если это не произойдёт на высокой скорости.
Данный показатель измеряется в миллиметрах. В большинстве случае производители изготавливают диски с максимально возможным диаметром ступичного отверстия. А для установки их на ступицы конкретного автомобиля применяются специальные приставочные металлические или пластиковые кольца.
Эти приставочные кольца маркируются, например, как 67,0–60,0, где:
У автовладельцев бытует мнение, что чем шире колёсный диск, тем более устойчиво будет поведение автомобиля. Да, небольшое увеличение ширины обода положительно повлияет на устойчивость машины на дороге, на его управляемость и на скоростные характеристики.
Но слишком широкий диск будет цепляться за автомобильное крыло, в результате чего ухудшится сцепление, снизится управляемость и увеличится нагрузка на трансмиссию.
Поэтому лучше не экспериментировать с шириной обода. Выгода с устойчивостью автомобиля окажется небольшой и ощутимой только на высоких скоростях. Зато если вы не угадаете с шириной, то это тут же скажется на надёжности и долговечности трансмиссии вашего автомобиля.
Данный показатель при описании технических характеристик маркируется как ЕТ (Einpress Tief (нем.) – глубина выдавливания). Чем меньше он, тем меньше обод выступает за внешние границы автомобиля. И, наоборот, чем больше показатель ЕТ, больше диск будет заглублён внутрь машины.
Если быть точным, то показатель ЕТ высчитывается от середины дисковой ступицы к условной линии от середины диска к его внутреннему краю. Соответственно, ЕТ бывает положительным, нулевым и отрицательным.
Автопроизводители строго регламентируют показатели ЕТ и не рекомендуют его нарушать. В противном случае:
Данный показатель определяет форму и тип крепёжных элементов. Так, например, штампованные колёсные диски крепятся болтами и гайками конической формы, которые при затяжке плотно прилегают к диску. Литые диски толще штампованных, а потому они крепятся более длинными крепёжными элементами. Некоторые диски крепятся крепёжными элементы полусферической и плоской формы.
Хамп – это специальная литая полоска, расположенная по окраине диска, которая препятствует бескамерной автошине «схлопнуться» на ободе.
Разновидности хампа и его маркировки:
Некоторые производители вместо хампов устанавливают специальную полку. Её маркировка – SL (Special Ledge). Параметры этой полки рассчитаны таким образом, чтобы бескамерная шина надёжно держалась только за окраину диска и ни за что другое.
Выбор конкретного диска всегда определяется стилем вождения и бюджетом автомобиля. Глупо устанавливать на автомобиль класса «люкс» или «бизнес» стандартные «штамповки», но и столь же глупым решением будет установить на бюджетную машину элитные кованые колёса.
Каждая разновидность колёсных дисков хороша по-своему. На городских улицах и на загородных трассах, если не сильно разгоняться, «штамповки» прекрасно выполняют возложенные на них функции. Литые и кованые диски на мощных спортивных или тюнингованных авто улучшат их скоростные характеристики, управляемость и устойчивость на дороге.
Выбирая между литыми и коваными колёсами, мы всё же советуем вам остановить свой выбор на последнем варианте. Да, это вам обойдётся дороже, чем приобретение литых колёс. Но кованые диски обладают большей прочностью, а значит, и долговечностью даже в условиях эксплуатации по далеко не всегда качественным украинским дорогам.
Относительно выбора конкретной модели мы советуем вам обратиться за консультацией к нашим специалистам. Мы всегда подберём для вас оптимальный вариант и по цене, и по качеству изготовления, и по особенностям эксплуатации вашего автомобиля.