Пн-Пт:08:30 - 18:00 Сб:09:00 - 16:00   Вс:09:00 - 15:00

Кованые диски - что нужно знать при выборе?

Сегодня на рынке представлено три типа колёсных дисков, различающиеся по технологии производства. Это – штампованные, литые и кованые. Первые относятся к категории массового продукта и отличаются как небольшой стоимостью, так и средними эксплуатационными характеристиками.

Тогда как последние – это уже продукт премиального класса, которым оснащаются люксовые автомобили. И все их преимущества – лёгкость, прочность, долговечность, поглощение вибраций – закладываются ещё на стадии их производства.

Как производятся кованые диски?

На самом деле, они не куются, а создаются горячей объёмной штамповкой, выполняемой в закрытых матрицах. Данная технология «мигрировала» из авиапрома, где её использовали для создания особо прочных элементов самолётного планера.

Для производства кованых дисков используется алюминиевый сплав, в который добавляется в разных пропорциях кремний, магний, марганец и медь. В результате он становится не только прочным, но и эластичным, способным выдерживать без деформаций и повреждений сильные динамические удары, возникающие при попадании колеса в глубокие дорожные ухабы.

Данный сплав маркируется либо АВ (российские производители), либо «авиационный алюминий 6061» (компании из Европы и США).

Технология производства кованых дисков следующая:

  1. 20-сантиметровую круглую заготовку нарезают на отрезки необходимой длины. Последняя будет определять размерность будущих колёс.
  2. Далее заготовку разогревают и отправляют под пресс, который превращает их в тонкий блин.
  3. Далее этот блинчик снова разогревают до температуры 430 градусов и подвергают предварительной штамповке. Штамп, также разогретый до температуры 350 градусов, придает блину форму кастрюли.
  4. Далее заготовка вновь разогревается и подается по конвейеру на следующий штамповочный пресс, который придаёт диску его окончательную форму. Чтобы у конечного продукта сохранились его великолепные эксплуатационные характеристики, время прохождения от печи к прессу не должно превышать 11 секунд. Иначе деталь остынет ниже критической температуры, и в её структуре начнут происходить необратимые изменения.
  5. Уже готовый продукт очищается от облоя (лишнего металла, оставшегося по краям детали после её штамповки) и отправляется на термообработку.

Именно эта технологическая операция и придает кованым колёсам их замечательные эксплуатационные свойства.

Термическая обработка заключается в следующем:

  1. Закалка – на несколько часов диски помещаются в печь, где они разогреваются до 515 градусов, а затем резко остужают в воде. Закалка создаёт у металла требуемую волокнисто-мелкозернистую структуру.
  2. Процесс искусственного состаривания сплава. Он заключается в разогреве детали до температуры в 150-160 градусов, а по прошествии 12-14 часов её медленном охлаждении. Это позволяет придать сплаву необходимые механические свойства.

 

Контроль качества

На современных производствах применяется двухэтапный контроль качества:

  1. При запуске в производство нового штампа первые 4-5 диска подвергаются контролю геометрии, т.е., соответствует ли вышедший из-под пресса продукт эталонным размерам.
  2. Контроль качества после прохождения термообработки. Как правило, около 10% дисков из каждой партии отправляется на проверку качества изготовления.

Проверка качества включает в себя следующие этапы:

  • Визуальный осмотр – поверхность дисков протравливается, после чего она приобретает ярко выраженный белый окрас. На таком фоне становятся хорошо видны все дефекты поверхности – выщербленки, каверны, неровности и т.п.;
  • Выпиливание шаблона – фрагмента внутренней структуры детали. Далее его подвергают шлифовке и травлению, а затем передают в лабораторию;
  • Лабораторные исследования заключаются в изучении однородности сплава, наличие в нём внутренних дефектов и деформаций. Также в лаборатории проверяются механические свойства сплава. Образцы проверяются на разрыв, прочность, текучесть, твёрдость и относительное удлинение.

Если хотя бы один показатель выбивается за границы допустимых пределов, то лабораторным испытаниям подвергается второй опытный образец. Если и тот показал несоответствие требуемым показателям, тогда бракуется вся партия, поскольку в процессе производства был грубо нарушен технологический процесс.

Достоинства и недостатки кованых дисков

Данная деталь автомобиля обладает следуими достоинствами:

Небольшой вес. Ещё раз повторимся, и материал, и технология изготовления были взяты из авиапромы. А одно из обязательных требований при создании любого самолета – это минимальный вес при максимальной прочности. Легкость кованых колёс не только улучшают динамические характеристики автомобиля, но и повышает точность его маневрирования на высоких скоростях.

Прочность, которая превышает данный показатель у литых моделей. У последних трещины могут появиться уже через несколько недель эксплуатации, особенно, если машина передвигается по некачественному асфальтовому покрытию. А чтобы поломать кованные колёса, требуется «словить» особенно глубокий ухаб на приличной скорости.

Долговечность, которая определяется не только высокими показателями прочности, но ещё и антикоррозийными свойствами. Алюминиевый сплав также устойчив к воздействию большинства агрессивных веществ.

Вибропоглощение увеличивает комфортность поездок. Кованые колёса поглощают часть вибраций, возникающих при движении автомобиля, что, в свою очередь, снижает уровень шума.

Эстетичность. Внешний вид кованых дисков определяется, прежде всего, геометрией и размерами штампа, при помощи которой их и будут изготовлять. Именно поэтому в каталогах ведущих производителей присутствует большое количество мелкосерийных и эксклюзивных моделей.

Главным же недостатком кованых дисков является их высокая стоимость. Что, впрочем, объяснимо и понятно: большая цена является обратной стороной тех великолепных характеристик, которыми обладает данная деталь современного автомобиля.

Как выбрать кованые диски?

На какие характеристики следует обращать внимание, выбирая данный аксессуар для своего автомобиля?

1. Вес.

В принципе, все кованные колёса обладают небольшой массой. Разница между отдельными моделями составляет несколько сотен граммов, что мало влияет на характер поведения автомобиля.

Хотя если вы обладатель мощного спортивного автомобиля и сторонних скоростного, агрессивного стиля вождения, тогда вам следует выбирать модель с наименьшей массой.

2. Прочность.

Абсолютно все производители – и европейские, и российские, и украинские – крайне строго относятся к контролю качества и соблюдению всех тонкостей технологического процесса.

Именно поэтому кованные диски оказываются много прочнее, чем литые и, тем более, штампованные. И потому главное при их приобретении не нарваться на подделку. Но тут есть простое правило: всегда покупайте данные аксессуары только у проверенных продавцов. К таким относится и интернет-магазин «АвтоКаприз».

3. Материал.

Кованые диски изготавливаются из алюминиевого и магниевого сплава. Они полностью идентичны друг другу по своим характеристикам – лёгкость, прочность, устойчивость к коррозии – за исключением одной.

Магниевый сплав отличается более высокой теплопроводностью, благодаря которому он может быстро «сбрасывать» в окружающий воздух излишки температуры. Поэтому магниевые колёса устанавливаются на мощные спортивные автомобили, чтобы не перегревались тормозные колодки.

4. Наличие эмали.

Для повышения эстетичных качеств кованые колёса могут окрашиваться или вскрываться эмалью. Рассмотрим преимущества и недостатки этих двух вариантов.

Для покраски производители используют порошковые краски, химический состав которых устойчив к воздействию агрессивных веществ, солей и дорожных реагентов, а также к механическим повреждениям (царапинам, сколам и т.п.).

Также производители, чаще всего, зарубежные, покрывают поверхность дисков эмалью. Она значительно увеличивает эстетичность внешнего вида, особенно, если был выбран чёрный цвет. Но эмаль потребует от владельца исключительности качества дорожного покрытия. В противном случае эмалевое покрытие быстро покроется трещинами и сколами.

Как отличить от литых?

Неспециалистам очень трудно визуально отличить друг от друга кованые диски от литых. Поэтому зарубежные производители свою кованую продукцию клеймят надписями Forged или Gefalscht. Исключение составляют только китайские компании, которые на свои продукты не ставят никаких клейм.

Поэтому ещё раз повторимся, лучшая защита от подделок – это покупка у проверенного продавца, которым является интернет-магазин «АвтоКаприз».

Заключение

Кованые диски являются лучшими среди всех других, но все свои характеристики они проявляют только на мощных, высокоскоростных автомобилях. Именно на больших скоростях они улучшают динамические характеристики машины, повышают точность её манёвров и увеличивают комфортность поездок.

Для бюджетных автомобилей же все указанные характеристики оказываются избыточными, и для них лучше приобрести обычные «штамповки». Конечно, они и не прослужат столь же долго, как их кованые аналоги, но их ресурса надёжности хватит для эксплуатации в течение 3-4 сезонов.

Особенно, если вы их приобретёте в нашем интернет-магазине. Ведь мы предлагаем вам только качественную продукцию и по самой выгодной в Украине цене.