Главной особенностью грязевой резины является её «тракторный» рельеф протектора, благодаря которому обеспечивается качественное сцепление не только с грязью, но и с песком, размокшей глиной, с каменистыми горными дорогами и т.п. Но грязевые шины по асфальту очень быстро изнашиваются и теряют свою проходимость по бездорожью.
Другие характерные признаки грязевой резины:
Итак, как выбрать резину для бездорожья? На какие факторы необходимо обратить внимание?
1. Особенности эксплуатации.
По этому критерию всю грязевую авторезину можно разделить на три большие группы:
Внедорожной авторезиной оснащаются большинство спортивных внедорожников и полноприводных кроссоверов. Такая резины великолепно себя чувствует на асфальтированных трассах и чуть хуже на относительно сухих просёлках. Однако уже промокший после проливного дождя грунт или глубокая лужа может поставить для внедорожных шин нерешаемую задачу. Из-под них будет вылетать грязевой фонтан высотой в два метра, но машина от этого будет только глубже зарываться в грунт.
All Terrain – универсальный вариант, который можно в одинаковой степени эксплуатировать и на асфальтированных дорогах, и на бездорожье. Обычно эксплуатационный ресурс таких шин рассчитывается из условия, что 50% времени они будут передвигаться по асфальтированным дорогам и ещё 50% - по бездорожью. Хотя некоторые производители делают уклон либо в сторону асфальта, либо в сторону грунтовых дорог, соответственно, шины для внедорожников асфальт грязь в соотношении 60%/40% или, наоборот, 40;/60%. Шины А/Т станут оптимальным вариантом для тех автовладельцев, которые часто выбираются на дальние кордоны порыбачить или поохотиться. Впрочем, на по-настоящему серьёзное бездорожье их выпускать не стоит.
В подавляющем большинстве случаев внедорожные шины для песка и сложного каменистого грунта относятся именно к классу А/Т. В качестве примера можно привести модель BFG All-Terrain KO2, заточенную именно для передвижения по песчаным пустынным и каменистым степям.
Mud Terrain – шины с этой маркировкой можно использовать в любительских и профессиональных offroad-рейдах. Крупные блоки-грунтозацепы, расположенные по всей площади протектора, способны вытащить тяжелый внедорожник из грязевой лужи, в которую тот сел по самое брюхо, и непринужденно закинуть машину на вершину холма по осклизлому склону. Но на асфальте и даже на хорошо утрамбованном просёлке они чрезмерно шумны, неповоротливы и некомфортны.
Какие лучше грязевые шины – узкие или широкие? Эта тема породила обширные форумные дискуссии владельцев джипов. И у узкого, и у широкого протектора имеются и свои достоинства, и свои недостатки.
Узкая грязевая резина, имея большую удельную площадь на грунт, быстрее «докопается» в грязи до твердого грунта, зацепится за него и толкнет джип вперёд. Также она продемонстрирует лучшую ходимость по снежному насту, но у неё, наверняка, возникнут проблемы при выезде из глубокой колеи, при движении по размокшему суглинку и при подъёме по грязевому склону.
Широкие протекторы по сравнению с узкими обладают большей площадью контакта, что позволяет им лучше цепляться за размокший и вязкий грунт, удерживать тяжелый грузовик на склонах, выходить из глубокой колеи и преодолевать различные препятствия. Но при попадании в жидкую грязь сцепление обнулится, а небольшое удельное давление на грунт не позволит шине зацепиться за твердое дно грязевой ловушки.
Здесь следует заметить, что лучшим доказательством в любой дискуссии являются практические испытания грязевой авторезины. А самым объективными испытаниями считаются слепые рейтинговые заезды, при которых эксперты не знают, модель какого бренда они тестируют.
Такие показатели, как динамика ускорения на сухой и мокрой дороге, комфорт и плавность движения, защита от аквапланирования, экономичность хода, не берутся во внимание при составлении рейтингов грязевых шин. Потому что всё это не про резину для сурового бездорожья.
Эксперты, чтобы узнать, какие грязевые шины лучше, испытывают их ходимость на различных типах бездорожья (грязь, песок, каменистая почва и глубокий снег). Также выполняются заезды и по асфальту, но только для того, чтобы выяснить, насколько хорошо управляется резина на обычной дороге и насколько быстро она изнашивается.
На основании анализа результатов тестовых заездов экспертами и выносится заключение, какая резина лучше для грязи, а какая для песка или каменистых склонов.
Предлагаем вашему вниманию рейтинг лучших грязевых автошин в трёх ценовых сегментах – бюджет, средний и премиум.
Здесь, как любят утверждать журналисты российского журнала «За рулем», лидируют грязевые шины отечественного производства. В частности, они отмечают модель Cordiant OffRoad. Её протектор оснащён мощными поперечными блоками-грунтозацепами и расширяющимися к плечевым зонам широким канавкам, по которым выдавливается из центра пятна контакта жидкая грязь, обеспечивая сцепление с твердым грунтом, находящимся под грязевой жижей.
Для передвижения по глубокой снежной целине лучше выбрать модель Amtel K-151. В центральной зоне протектора зигзагообразно расположены квадратные блоки. Такая конфигурация не позволяет резине пробуксовывать по льду и повышает качество и точность маневрирования на обледенелом грунте и снежном насте.
Специально для автомобилей УАЗ Ярославский шинный завод выпускает ещё с 1970-х гг. модель Я-182. Эта военная разработка, предназначенная для эксплуатации в условиях реального бездорожья. Отличается очень высокой жёсткостью и большой глубиной протектора, но на асфальте, особенно, мокром, она крайне неустойчива.
Какая грязевая резина лучше в среднем ценовом сегменте? Здесь стоит отметить южнокорейские грязевые шины Kumho Road Venture SAT KL61. Эти «всесезонки» относятся классу А/Т и предназначены для эксплуатации на тяжелых внедорожниках, минивэнах, микроавтобусах и легкотоннажных грузовиках. Они одинаково неплохо чувствуют себя и на асфальте, и на бездорожье, хотя, конечно, в offroad-рейды их брать не стоит.
Для любительских и полупрофессиональных заездов по бездорожью лучше выбрать японскую грязевую шину Yokohama Geolander. Она обладает следующими эксплуатационными преимуществами:
И, наконец, стоит отметить ещё одну южнокорейскую модель - Hankook Tire Dynapro MT RT03. Она оснащена агрессивным рисунком протектора с крупными блоками и глубокими канавками, обеспечивающими шине отличную тяговооруженность на грязевом бездорожье. Боковые защитные блоки улучшают защищенность протектора от механических повреждений и повышают проходимость при движении по мягкой грязи. Дополнительно боковина от порезов и проколов защищена высокопрочными нейлоновыми брекерами.
По результатам тестовых заездов по грязи эксперты Four Wheeler (самого старого журнала о джипах, внедорожниках и внедорожье) дали шинами Hankook Tire Dynapro MT высочайшую оценку по уровню проходимости.
По мнению большинства экспертов, лучшая резина для бездорожья – это BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2. К её достоинствам экспертное сообщество относит:
К недостаткам этой модели необходимо отнести недостаточное сцепление с рыхлыми грунтами и песком, из-за чего протектор норовит, особенно, на больших скоростях буквально вкапываться в почву. Впрочем, резина BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 и не создавалась для таких условий эксплуатации.
Для рыхлых и каменистых почв лучше выбрать другую модель бренда BFGoodrich All-Terrain T/A KO2. Она отличается не только агрессивным рисунком протектора, но и увеличенной высотой боковины, изготовленной из жёсткого компаунда. Также у неё между крупными блоками протектора имеются микроблоки треугольной формы, задача которых выталкивать мелкие камни, застрявшие в протекторе.
Для разбитых просёлочных дорог лучше всего подойдёт шина Nokian RockProof, разработанная специально для эксплуатации на тяжёлых внедорожниках и пикапах. А потому она способна выдерживать нагрузки, возникающие при передвижении на больших скоростях по пересеченной местности на этих массивных машинах.
Всесезонный состав резиновой смеси и оптимизированный рисунок протектора обеспечивают данной автошине отличные эксплуатационные характеристики в течение круглого года.
На асфальте шины Nokian RockProof оказываются предсказуемо шумными, а качество управления потребует от водителя повышенной внимательности, особенно, на мокрой или обледенелой дороге.
Так, какая грязевая резина лучше? Ответ на этот вопрос будет зависеть исключительно от того, как вы её собираетесь эксплуатировать.
Если вам по роду своей деятельности приходится перемещаться по грунтовкам и просёлкам различной степени разбитости, то мы рекомендуем вам выбирать автошины класса М/Т, исходя из того, какой именно у вас автомобиль.
Если вы владелец российского или китайского внедорожника, то вам лучше остановиться на российских грязевых шинах. На бездорожье они демонстрируют достойную проходимость, а их недостатки на асфальтированных дорогах не так будут заметны, как если бы в них были «обуты» внедорожники более именитых брендов.
Для последних следует выбирать модели ведущих брендов, специализирующихся на выпуске шин для бездорожья – BFGoodrich, Nokian, Cooper и Federal. Последние два в нашей статье и не упоминаются, но под их маркой выпускаются очень достойные автошины для разного типа бездорожья.
Наконец, если вы только время от времени попадаете на серьезное бездорожье, тогда ваш выбор – это шины А/Т. Мы рекомендуем вам обратить внимание на продукцию южнокорейских компаний. За последние годы они сумели совершить качественный технологический скачок во всех сегментах производства автошин, в т.ч., и предназначенных для эксплуатации на дорогах без асфальтового покрытия.