Что такое всесезонные шины? Это шины, которые можно использовать круглогодично – и зимой, и летом. Это означает, что им приходится одинаково эффективно функционировать в двух принципиально разных условиях. Для решения этой задачи существует два разных подхода.
Во-первых, это создание протекторов с летним рисунком, на который наносятся зимние ламели. Такого технического решения придерживаются инженеры немецкого Континенталя и французского Мишлена. Во-вторых, это создание протектора с зимним рисунком протектора и с теми же ламелями, но с более жёсткой резиновой смесью, дабы снизить износ при летней эксплуатации всесезонной шины. Такого технического решения придерживаются, например, японский Bridgestone и южнокорейский Nexen.
В среде автолюбителей до сих пор не сложилось единого общего мнения, чем хороши всесезонные шины и хороши ли они вообще. Одни утверждают, что всесезонные автошины однозначно проигрывают своим зимним аналогам, другие, наоборот, придерживаются противоположенного мнения, что и зимой, и летом «всесезонки» одинаково надёжны и безопасны, а потому лучше покупать их, чем два комплекта сезонной резины.
И каждый участник этой виртуальной дискуссии аргументирует собственное мнение своим личным опытом использования той или иной автошины. Но личный опыт не является истинной в последней инстанции. Во-первых, он всегда субъективен, а во-вторых, и это главное, любой автомобилист даже с 10-летним стажем в своей практике использовал 2-3 бренда, не более, поскольку ресурс любых современных шин – это 3-4 сезона.
А вот автомобильные эксперты для составления своих рейтингов используют, как минимум, 5-7 автошин от различных брендов. Причём, тестирование выполняется в слепую – с протекторов удаляется любая маркировка, любое название торговой марки. Поэтому эксперты не знают, какую именно модель они сейчас оценивают. Этим гарантируется объективность их оценки.
При проведении рейтинговых заездов, прежде всего, оценивается характер поведения всесезонной шины в различных погодных условиях (сухая и мокрая дорога летом, мокрая, заснеженная и обледенелая трасса зимой), а также выявляется ряд дополнительных характеристик (ходимость, топливная экономичность, стоимость пробега в расчёте на каждые пройденные 100 км пути и некоторые другие).
По каждой из указанных характеристик составляется таблица лидеров, а затем подводятся итоги, в которых указываются, если такие обнаруживаются, безоговорочные лидеры или лидеры по общему зачёту, т.е., набравшие наибольшее количество очков в каждой дисциплине.
Этого правила мы и будем придерживаться в этой статье. Данные, которые мы будем приводить ниже, - это результат тестирования всесезонных шин размерностью R14 и R16, проведенного Всеобщим немецким автомобильным клубом (ADAC), авторитетнейшего эксперта в области автомобильной безопасности.
В заключение статьи мы подведём её итоги и расскажем, как выбрать всесезонную резину на авто правильно.
При проведении тестовых заездов по сухой трассе исследовались, какие всесезонные шины лучше по следующим показателям:
Всесезонные шины Michelin CrossClimate+ показали лучшее сцепление с сухой дорогой и управляемость на ней. Так, они прошли «змейку» за 59,8 секунды. В момент их полной остановки у Continental AllSeasonContact, занявших второе место, сохранялась остаточная скорость движения в 11,04 ксм/ч.
Зато у Continental AllSeasonContact оказался самый низкий коэффициент сопротивлению качению – всего 0,741. Самой же тихой шиной на сухом асфальте стала Nexen N'Blue 4Season. Её показатели – 65 дБ на скорости 50 км/ч и 72,5 дБ на скорости 80 км/ч.
На мокрой трассе эксперты исследовали следующие показатели:
Лучшее торможение на мокром асфальте продемонстрировали шины Michelin CrossClimate+. У них дистанция тормозного пути с включённым и выключенным ABS составила 33,5 метров.
Лучшую управляемость на мокрой дороге и лучшую устойчивость к продольному аквапланированию продемонстрировали немецкие «всесезонки» Continental AllSeasonContact. Так, они трассу-змейку длиной 1823 метра преодолели за 89,83 с (правда, у Michelin CrossClimate+ этот показатель едва ли хуже – 90,05 секунд), а скорость, при которой они начинают проскальзывать в воде глубиной 0,8 см, равна 76,27 км/ч. И здесь, кстати, у мишленовских всесезонок наблюдается явный провал. Они начинают проскользывать уже на скорости 69,67 км/ч. Худший результат продемонстрировали только всесезонные автошины Kleber Quadraxer 2 (69,25 км/ч), но ведь они располагаются в совершенно другом ценовом сегменте.
Суммарно наилучшую защиту к продольному и поперечному аквапланированию, а также лучшую боковую устойчивость продемонстрировали финские всесезонные шины Nokian Weatherproof, заняв, соответственно, второе, первое и третье место в рейтинге.
Сравнение всесезонных зимних шин выполнялось по следующим показателям:
Звание «Лучшие всесезонные шины зимой» разделили между собой Continental AllSeasonContact и Goodyear Vector 4Seasons Gen-2. У первых оказалась лучшая управляемость на снегу с показателем 93,9 секунды. Здесь следует отметить явный провал Pirelli Cinturato All Season (99 с) и Bridgestone Weather Control A001 (101,7 с), занявших последние места в рейтинге.
Также у Continental AllSeasonContact оказался лучший разгон (9,06 секунды). И здесь, к слову сказать, Пирелли и Бриджстоун заняли второе и третье место, уступив немцам менее половины секунды.
Зато у Goodyear Vector 4Seasons Gen-2 оказались лучшие показатели торможения (второе место заняли с небольшим отрывом Nokian Weatherproof) и лучшее тяговое усилие (второе место отстоял Континенталь).
Первое место по ходимости (износостойкости) немецкие эксперты отдали французским Michelin CrossClimate+, второе – Goodyear Vector 4Seasons Gen-2, третье место разделили Nokian Weatherproof и, неожиданно, Hankook Kinergy 4S H740.
Лучшая топливная экономичность оказалась у Continental AllSeasonContact, зато второе и третье место, опять же, неожиданно заняли с небольшим отставанием шины из среднего ценового сегмента – Vredestein Quatrac 5 и Firestone Multiseason.
Относительно цены следует уточнить, что эксперты ADAC принципиально не тестируют автошины из бюджетного сегмента, поскольку считают, что на безопасности движения экономить не следует.
Так, в приведенных выше результатах тестирования самой дешёвой оказалась шина Firestone Multiseason с ценой в 55 евро.
По результатам тестирования эксперты ADAC признали лучшей немецкую всесезонку Continental AllSeasonContact. У неё не было провалов, как у её конкурентов, зато по очень многим показателям, прежде всего, при заездах по мокрой и заснеженной трассе, она продемонстрировала лучшие показатели.
Но мы не будем придерживаться правил Всеобщего немецкого автомобильного клуба и расскажем, какие лучшие всесезонные шины расположены в бюджетном сегменте.
Российскую автошину Cordiant OffRoad, хотя она и предназначена для круглогодичного применения, нельзя назвать классической «всесезонкой». Она, скорее, классическая грязевая автошина, которую лучше всего эксплуатировать на недорогих российских и китайских внедорожниках. И в этом амплуа можно утверждать, что Кордиант ОффРоад – это лучшая всесезонная шина для внедорожника в бюджетном сегменте.
Среди других относительно недорогих моделей можно отметить две японские модели – Yokohama Y354 и Yokohama Geolander H/T-S G051. Первая предназначена для эксплуатации на коммерческом автотранспорте, включая малотоннажные грузовики. Отсюда и её характерный рисунок с большими блоками как в боковой, так и в центральной части протектора.
Вторая модель – Yokohama Geolander H/T-S G051 – предназначена для эксплуатации на кроссоверах и внедорожниках преимущественно в городских условиях с редкими и аккуратными съездами с асфальтированных трасс.
Лучшие в средней стоимости
В среднем ценовом сегменте обязательно следует отметить продукцию южнокорейского концерна Ханкук – всесезонные шины Hankook DynaPro ATM RF10. Крупные блоки протектора оригинальной формы обеспечивают качественное сцепление при любой погоде и даже на достаточно серьёзном бездорожье.
Maxxis AT-771 – очень неплохая модель для столь популярных сегодня кроссоверов. Она демонстрирует отличное сцепление со всеми типами дорожного покрытия, обеспечивает машине хорошую тяговооруженность, но при этом достаточно мягкая, чтобы обеспечить вам тихую и комфортную поездку. Не теряет обратной связи с водителем при резких торможениях, в т.ч., и в условиях зимнего обледенения.
Всесезонки Goodyear Vector 4 Seasons первого поколения выпускаются ещё с 2011 года, а потому несколько снизились в стоимости, переместившись в средний ценовой сегмент, но при этом их эксплуатационные характеристики остались по-прежнему великолепными. Возможно, эти всесезонки и проигрывают своим более современным аналогам, но этот проигрыш весьма и весьма незначительный.
В этом разделе мы укажем на те модели, которые оказались вне поля зрения экспертов из ADAC:
Итак, как правильно выбрать всесезонные шины? Как правил и требований следует придерживаться?
Во-первых, не стоит экономить на покупке. Ведь вы и так приобретаете один всесезонный комплект вместо двух сезонных. Резина всесезонная чем хорошая? Тем, что её можно безопасности эксплуатировать круглый год. Но это достигается применением особой резиновой формулой и других технических решений, которые по определению не могут стоить дешево.
Во-вторых, как правильно выбрать всесезонные шины, это следует отдавать предпочтение хорошо известным брендам. Только они могут предложить комплекс современных технологий, благодаря которым их всесезонки будут одинаково хороши на всех типах летней и зимней дороги.
Наконец, в-третьих, как выбрать всесезонную резину. Мы советуем вам отдавать предпочтение моделям с летним рисунком протектора, на который нанесены зимние ламели. Для теплых слякотных зим, которые часто случаются на территории Украины, такое решение будет оптимальным.
В моменты утреннего и вечернего обледенения дороги ламели будут выполнять свою непосредственную функцию. Зимнем же днём и после летнего дождя ламели станут частью защиты протектора от аквапланирования, впитывая в себя часть влаги с дорожного покрытия. Схожая технология, кстати, используется при создании высокоскоростных шин, у которых на поверхность блоков наносятся ламелеподобные разрезы для впитывания излишков воды при движении на больших скоростях.