Пн-Пт:9:00 - 19:00Сб:10:00 - 16:00  Вс:ВЫХОДНОЙ

Обувка для проходимцев!



Опытные водители знают, что качественные шины – это половина проходимости внедорожника. Причём, рисунок у шин для внедорожников – это важный, но единственный критерий правильного выбора той или иной модели. Правильный выбор конкретной модели вам поможет определить максимально искренний ответ на вопрос, по каким грунтам вы собираетесь гонять свой внедорожник.
Все шины для внедорожников можно распределить на три большие группы:
  • Асфальтовые, устанавливаемые на «паркетные» внедорожники, которые большую часть времени передвигаются по заасфальтированным дорогам и по укатанным просёлкам, и только время от времени выезжающие на настоящее бездорожье;
  • Специализированные, заточенные под конкретные типы бездорожья (песок, болота, раскисшие просёлки и т.п.);
  • Универсальные. Они одинаково посредственно (по сравнению с их специализированными аналогами) чувствуют себя на всех типах бездорожья.
Шины для «паркетников» по своим конструкционным особенностям мало чем отличаются от обычных шин для легкового транспорта. Единственное их отличие – это заточенность под эксплуатацию на мощных полноприводных машинах.
Специализированные модели маркируются индексом М/Т (Mud Terrain). Между собой они различаются степенью радикальности рисунка, которая и будет определять предназначение конкретной модели.
Универсальные модели маркируются как А/Т (All Terrain). Они также серьёзно различаются между собой качеством изготовления, которое удобнее всего подразделять по их стоимости: бюджетные модели, медиум-сегмент и премиальные внедорожные шины.
Рассмотрим характерные особенности каждой из разновидностей внедорожных шин.

Шины для паркетников


Подавляющее большинство полноприводных кроссоверов и внедорожников практически никогда не выезжают за пределы асфальтированных дорог. Максимум, что от них требуется – это несколько раз в год проехаться по раскисшей после дождя грунтовке. 
Поэтому покупать для таких кроссоверов и внедорожников универсальные или специализированные шины для бездорожья будет избыточным и расточительным решением. Классические протекторы для внедорожников очень быстро изнашиваются при движении по асфальтированной дороге.
 
Но и покупать обычные шины для легковых автомобилей владельцам полноприводных машин всё же не следует. Во-первых, они не рассчитаны на эксплуатацию в полноприводном режиме, а во-вторых, они уж сильно своим внешним видом не гармонируют с обликом кроссоверов и внедорожников.
Резина для «паркетников» обладает рядом универсальных свойств:
  • У неё отсутствуют на протекторе крупные блоки, поэтому на асфальте она движется тише и экономичнее классических протекторов для бездорожья;
  • Хорошая управляемость по сравнению с шинами А/Т и М/Т, поскольку у первых меньшая высота боковины.
Существует прямая зависимость: чем меньше профиль, тем быстрее реакция на водительские движения. Кстати, именно поэтому все спортивные и скоростные автошины – низкопрофильные. И, наоборот, на бездорожье чем выше покрышка, тем она эффективнее. Именно потому на тракторе «Беларусь» ведущее колесо имеет столь огромный диаметр, благодаря нему трактор легко вылезет из любого болота. Но на асфальтированной дороге высокая покрышка в повороте будет иметь больший радиус увода, из-за чего возникнет ощущение замедленности реакций на ваши команды.
Вывод. На асфальтированной дороге лучше устанавливать специальные асфальтовые шины для кроссоверов и внедорожников. Если же вам предстоит поход по серьёзному бездорожью, тогда положите в багажник цепи. Они же вам помогут, если ваш кроссовер или внедорожник «обут» во всесезонные шины, которые не рассчитаны на эксплуатацию в условиях сильного обледенения дороги.

Болотоходы


Болотоходы или грязевые покрышки обладают чрезвычайно развитым, объёмным протектором, который сразу бросается в глаза. Поэтому болотоходы для внедорожника являются самой брутальной, самой радикальной разновидностью «обувки».
У правильной грязевой шины очень развиты плечевые блоки, которые у неё следует называть грязезацепами. Между собой они разнесены на достаточно солидное расстояние, они обладают очень жёсткой конструкцией, и на практике такие грунтозацепы должны действовать на подобие режущего ножа у карьерных комбайнов. При вращении колеса они выбрасывают из-под себя комья жидкой грязи, добираясь до сколь-нибудь твёрдой почвы, от которой можно оттолкнуть внедорожник вперед.
Большие размеры грунтозацепов и большее расстояние между ними делает их работу более эффективной.
Повышают степень проходимости шины-болотохода её высота и ширина. Первый показатель определяет высоту дорожного просвета. Чем она больше, тем по более глубокой колее сможет пройти внедорожник, и тем в более глубокое болото он сможет въехать без боязни увязнуть грунтом.
Кроме того, больший радиус позволяет колесу лучше наезжать и переезжать препятствия. И это не только пеньки или крутые подъёмы, но и глубокие колеи, которые следует проехать не вдоль, а поперёк.
Чем шире колесо, тем меньшее удельное давление на грунт создает пятно контакта, и тем на меньшую глубину будет проваливаться колесо на слабых грунтах. Также ширина протектора будет важна при движении по каменистым участкам. Широкое пятно контакта будет мягче и плотнее обхватывать острые кромки камней, улучшая сцепление с ними и снижая вероятность порезов и проколов.
И здесь мы подходим к ещё одной особенности болотоходов – возможности двигаться на пониженном давлении.

Шины низкого давления


Любой владелец «проходимца» знает азбучную истину: на очень плохой дороге надо двигаться на пониженном давлении. Да, на пониженном давлении нельзя набрать хоть сколько-нибудь приличную скорость, но плохая дорога и не позволит вам это сделать. Зато низкое давление в шинах значительно увеличивает проходимость внедорожника.
Хорошие шины для внедорожников способны двигаться всего на одной десятой от нормального давления. Но для этого они должны обладать набором противоположных свойств: быть одновременно мягкими и прочными. Последнее требование необходимо, чтобы боковина не деформировалась и вернулась к своей первоначальной геометрии после того, как колесо будет накачено до своего нормального давления.
Для этого протектор низкого давления, причем, не только боковина, но и его опорная часть, изготавливается из пересекающихся друг с другом внахлёст диагональных слоёв полиэстерных и нейлоновых нитей. Их угол пересечения зависит от конкретного типоразмера шины для бездорожья. Сами нити упаковываются в резино-силиконовые «чехлы», которые, кроме всего прочего, препятствуют нагреву нитей под действием силы трения.
Сами чехлы, обычно берётся группа из четырёх штук, заливаются резиновой смесью в отдельные пакеты. Последние также соединены между собой резиновыми перемычками. Такая конструкция делает протектор для грязи более устойчивым к деформациям при движении на пониженном давлении. И уже все пакеты покрываются резиновой смесью самого протектора.
Результатом такого конструкторского решения становится очень мягкая и прочная боковина, которая не сминается и легко восстанавливает свою прежнюю форму. Плотное же пересечение нейлоновых и полиэстерных нитей повышает защиту шины от проколов.
Конечно, даже у лучших болотоходов есть свои недоставки. Прежде всего, слабый контакт с ободом в приспущенном состоянии, из-за чего они легко разбортируются. Чтобы этого не произошло, опытные джиповоды советуют устанавливать на приспущенное колесо в области посадки покрышки на колёсный диск бэдлок - стальную защиту. Есть другой вариант защиты – тайрлок. Это надувной элемент, схожий с велосипедной камерой, который приживает изнутри протектор к колёсному диску.
 
Впрочем, производители уже создали альтернативу традиционным болотоходам. Это – протекторы с жёсткой боковиной, которая практически полностью исключает вероятность разбортирования. Шины с жёсткой боковиной рекомендуется использовать в условиях с большим риском боковых повреждений, например, на каменистом глинозёме или в лесу с очень жёстким, сухим и, главное, низко расположенным подлеском. 
Но протектор с жёсткой боковиной требует очень аккуратного к себе отношения. При резком нажатии педаль газа он из опоры автомобиля превращается в земляную фрезу, в несколько секунд закапывая автомобиль в грунт по самое днище.
Опорная часть протектора помимо нейлоно-полиэстерного корда защищается ещё и брекером, задача которого – создание зоны промежуточной жёсткости. На болотоходах премиум класса устанавливаются дополнительно подбрекерные прокладки, которые будут распределять по всему пятну контакта точечные нагрузки.
Поэтому опорная часть протектора всегда оказывается жёстче и толще боковины, но при этом жёсткость и толщина опорной части не лишают её эластичности.
Обратите внимание, для разных типов бездорожья – болото, песчаник, глинозём, снежная целина или камни – соотношение эластичности и жёсткости так же важно, как и рисунок протектора. Именно на этом соотношении и создаются узконаправленные шины Mud Terrain.

Разновидности грунтозацепов у внедорожных шин


Два полюса шин для бездорожья – это их «болотная» и «глиняная» разновидности. У последней, например, рисунок протектора выполнен в форме ёлочки, поскольку у неё очень развита способность очищаться от прилипающей к протектору мокрой глины.
Также важен угол наклона грунтозацепов к поверхности протектора. Блоки, установленные под прямым углом, отлично загребают болотную жижу, но плохо очищаются от налипшей на них глины. Кроме того, они плохо сопротивляются боковым смещениям, из-за чего внедорожник будет тащить вниз даже на не очень крутых, но влажных склонах.
Скошенные блоки лучше чувствуют себя на мокром просёлке, на влажной пахоте или при движении по заболоченным участкам. Такая уверенность достигается за счёт того, что скошенные блоки лучше «вгрызаются» в верхний слой грунта, обеспечивая лучшую тяговитость внедорожнику.
Протекторы с явно выраженными продольными канавками при движении по твёрдому дорожному покрытию создают меньше шума, лучше удерживают заданный курс, но зато у такого протектора и меньший уровень проходимости по бездорожью.

Особые случаи


Также существует возможность установки на внедорожники сельскохозяйственных шин. И время от времени фанаты осуществляют такую возможность практически. Правда, установка таких шин потребует серьёзной модернизации автомобиля. Хотя, отметим, и установка обычных шин для внедорожья потребует определённой подготовки машины. Так, например, следует увеличить предел прочности для трансмиссии и обеспечить лучшую тягу для такой резины.
Но вернёмся к сельскохозяйственным шинам как варианту обустройства ими внедорожников. Да, они обладают беспрецедентно «зубастым» протектором и огромными размерами, благодаря которым они играючи справятся даже с самым суровым бездорожьем.
Но обратной стороной такой проходимости является врождённая «дубовость» сельскохозяйственных шин, невозможность демпфировать даже небольшие дорожные неровности и убийственное отношение к любой гражданской подвеске.

Универсальные шины для внедорожников


Средним арифметическим между «асфальтовыми» шинами для паркетников и болотоходами для off-road рейдов являются универсальные шины для внедорожников. Они неплохо чувствуют себя и на асфальте, и на бездорожье. Конечно, на ней не стоит соваться в самое пекло, но по размокшим просёлкам, грунтовкам, по камням и песчанику они вполне уверенно передвигают тяжёлый внедорожник.
Но при их выборе следует внимательно изучать их эксплуатационные свойства, поскольку их универсализм проявляет себя по-разному. Кто-то лучше себя чувствует в грязи, кто-то на умеренно мокрых грунтах, а кто-то на песке.

Поэтому прежде, чем купить шины для внедорожника, обязательно проконсультируйтесь у наших специалистов относительно особенностей их эксплуатации.